ТЕАТР, ОСТАВШИЙСЯ В СЕРДЦАХ

                            Иванов - 2

       (к 75-летию со дня рождения режиссёра Анатолия Иванова)

Он из поколения, родившегося во время страшной и кровавой войны, навязанной нам «цивилизованной» Европой и унесшей более 60-ти миллионов(!) жизней; из поколения, созидающего Великую страну, науку и культуру; покоряющего космос и открывающего вновь и вновь с помощью искусства внутренний (космический) мир человека; из времени великих целей, свершений и побед. Он и сам, конечно же, победитель, создатель уникального культурного пространства, удивительного театра, радующего нас светом и добром, благородством души и неравнодушным сердцем.

 Иванов

 

Ещё в юности Анатолий Васильевич Иванов связал свою жизнь со сценой, став актером Вышневолоцкого драматического театра. Потом была служба в армии, учеба в столичном ГИТИСе на курсе Анатолия Эфроса. В 1969 году Иванов стал режиссером. Все последующие годы он настойчиво и последовательно воплощал в работе принципы своего выдающегося учителя. Выбранный молодым постановщиком путь оказался нелегким, ибо был чужд эпатажа и конъюнктуры карьеризма, (который иные делают любой ценой). Но именно он привел режиссера к вершинам профессионального мастерства, к спектаклям, снискавшим признание и любовь зрителей.

1

Перед тем как возглавить Воронежский Кольцовский театр Анатолий Иванов почти двадцать лет ставил спектакли в возглавляемых им театральных коллективах Тамбова и Пензы, руководил театром на Сахалине. Проявил он себя там как художник, склонный к исследованию человеческой души и ее тончайших переживаний, как постановщик, тяготеющий к театру психологическому, исповедальному, в какой-то степени противостоящему театру модных и острых форм – изощренных и претенциозных. Ложная многозначительность, заносчивость и позерство всегда претили творчеству Анатолия Иванова, как и творчеству его легендарного наставника. В постановках Иванова «форма» никогда не доминировала над «содержанием» того или иного произведения, исследуемого режиссером. Внешние атрибуты – декорации, костюмы, музыка, свет, пластические проявления актеров, как правило, находились в гармоничном единении, помогавшем постановщику раскрыть суть пьесы, сверхзадачу автора и характеры персонажей.

2

Первые же опыты Анатолия Иванова на воронежской сцене стали событиями культурной жизни города, оказались участниками и лауреатами отечественных и международных фестивалей и премий. Спектакли второй половины 80-х годов: «Женитьба», «Уроки музыки», «Самоубийца», «Все в саду» – вызывали радостное удивление зрителей и маститых критиков, заговоривших об Иванове как об одном из талантливейших режиссеров России. Постановки воронежцев снимало Центральное телевидение, записывало радио, а комментарии к ним охотно публиковали авторитетные газеты и журналы. В многочисленных восторженных статьях запомнились наиболее показательные слова: «Мужество воронежцев в том, что в своих спектаклях они не боятся показаться старомодными и традиционными. Для них традиция жизни в образе – первооснова искусства сцены, а подлинный авангард – в опыте и заветах Станиславского и Немировича-Данченко. В наши времена, когда театр – увы! – все больше и больше утрачивает интерес к человеческой личности, к подробностям существования, к потаенным движениям Души, такая позиция, право же, требует мужества… Спектакли Иванова изысканны и вдохновенны. В них нет примет русского провинциального быта и тем более – провинциальной театральности. Это спектакли столичные по выделке своей и европейские по той печати всеобщности, которая лежит на них…»

Вишнёвый сад 1

Подобные отзывы сопровождали и последующие спектакли Анатолия Иванова 90-х годов: «Коломба», «Любовь по переписке», «Безотцовщина», «Иллюзии», «Там же, тогда же», «Ретро», «Волки и овцы», «Бег», «Бесприданница», «Театральный романс», «Женитьба Фигаро», «Канары – это в Испании, мама!..» (по пьесе Птушкиной «Пока она умирала»)…

Обращаясь к основам режиссерской школы Анатолия Васильевича Иванова, невольно вспоминаешь о взглядах Эфроса последних лет – времени его работы на Таганке. В те годы мастера особенно раздражала всякая театральщина, всякая шумиха и показуха на сцене, так называемая «острота новых форм». Он через это давно прошел и оставил позади. Удерживая актеров на репетициях от внешних чрезмерностей – «фокусов и кривляний», Эфрос концентрировал внимание на виртуозности диалогов, на амплитудах монолога, подтексте… Сетовал, что избалованная публика стала ходить в театр для того, чтобы ее ошарашивали, возбуждали, эпатировали, а когда ожидаемого подарка она не получает, то уходит недовольная и брюзжащая о скуке. Фразу «Все искусства хороши, кроме скучного» режиссер считал пошлостью, уверяя, что скучно может быть только неразвитой душе, не желающей работать, напрягаться, затрачиваться.

Вишнёвый сад 2

Суждение одного из критиков об эфросовском «Мизантропе», в котором говорилось, что «театр ничего пьесе Мольера не добавил», Эфрос отнес к комплиментам. Он заявил: «В отсутствии театра и есть настоящий театр – высокий, изначальный, ориентированный на актера и автора».

Анатолий Эфрос убеждал артистов и учеников искать самую суть не только в написанных словах роли, а между и – дальше. Он говорил: «Главное уловить Смысл, а потом темп и лёгкость. Вот, в сущности, и весь мой метод!» Под смыслом он понимал не интригу, не фабулу, не примитивную логику, а высшую точку психофизического состояния человека, растянутую в сложную кривую эмоциональных перепадов… Во многих спектаклях Анатолия Иванова эти взгляды Эфроса находили живое и радостное воплощение.

Изображение 017

В воронежском послужном списке режиссера более сорока постановок! Среди последних несомненных удач – «Вечно живые», «Ненормальная», «Зойкина квартира»,  «Вишнёвый сад», «Ревизор», «Безумная ночь, или Женитьба Пигдена», «Утиная охота»…  Жизнь Анатолия Васильевича оборвалась 28 июня 2009 года. Память же о нём сохраняется в его удивительных постановках, записанных на плёнке, в сердцах благодарных зрителей, учеников и друзей. Талант народного артиста России (звания удостоен в 1994 г.) Анатолия Иванова был отмечен рядом престижнейших отечественных и международных премий и призов.

Изображение 018

P.S    К сожалению, сегодня в афишах театра Кольцова не увидишь ни одного из спектаклей легендарного режиссёра – приверженца  русского психологического театра, чьи постановки шли триумфально на многих сценах России и за рубежом. А жаль! Потому что они могли быть камертоном для новых опытов воронежских режиссёров. Так хочется, чтобы они пытались дотянуться до уровня лучших работ Иванова, восхищающих не одно поколение зрителей, всегда желающих видеть на сцене живых одухотворённых людей, по-настоящему волнующих и вызывающих сострадание… В навязчивом и изощрённом, модном ныне постмодернистском театральном пространстве страны всё больше и больше их подменяют теперь экзальтированными «героями» с надуманными проблемами и страстями, стремящимися эпатировать публику любой ценой, игнорируя Смысл и достижения прошлого.

 Владимир Межевитин

 
16508157 179100202577040 7617790193275860509 n
18766622_1422801847775996_1801143435698551013_o.jpg 
В Воронеже 26-27 июня в бизнес-отеле "Дегас" состоится  I I Петровская научно-практическая конференция "Воронежский край в эпоху Петра I "
19029547_1340311799355448_3127611296778414943_n.jpg

И все-таки мы споем в этом сезоне для города!!!!! Ждем всех с нетерпением - послушать изумительную музыку Г.Свиридова! Почувствовать себя частью этого чудесного мира, прикоснуться к тайне мироздания... Потому что его музыка - КОСМОС.
Начало в 19.00, цена билета 300 р. Билеты в кассе театра и у распространителей.

Наталья Ермолина

 

X2djBp40-Gg.jpg
18951387_1332254676860155_3529665538310820856_n.jpg
1950х950 мм 3
Воронежский Общественный Комитет 100-летия Первой Мировой Войны готовит новую фото выставку "Воздушный Флот Российской Империи в Первой Мировой Войне 1914-1918гг."
тест2
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ АВТО В ВОРОНЕЖЕ http://franceauto-vrn.ru

+7 (473) 254-02-65

+7 (919) 238-66-46

0
 Индивидуальные экскурсии по историческому и современному Воронежу с опытным гидом. Посещение театров, музеев, выставочных залов. Телефон для связи: +7 920 226 76 68, приём заявок по E-mail: kulturavrn@mail.ru
LOGO
 Свободный Воронежский ИНТЕРНЕТ-КАНАЛ
logo (1)
 ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А.КОЛЬЦОВА
               36a548e57665f885b8689d12749832af
 Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области«Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»
Логотип ТОБ 1
Воронежский Государственный Театр Оперы и Балета
9773120104134304 
ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА
Vkontakte
Открытая группа МБУК ЦВПВ "Музей-диорама" в Контакте
0
 РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Официальный сайт: http://rvio.histrf.ru 
f7eae64b-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db f7eae64d-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db
 Официальный сайт "Литературной Газеты". Читать все выпуски. 
image001
Официальный сайт НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС
MIHAILOVSKI KORPUS
Казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Воронежской области "Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус"
00
В Вороеже начал работу "Воронежский Общественный Комитет 100 - летия Первой Мировой войны". Е-mail: 100Letpmv@mail.ru
logo3
Вся правда о современной ОДЕССЕ
468x60
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках
Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой
Отечественной войны и послевоенный период.
33664 
Сайт "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" 
IMG 1112
Изготовление куполов в Воронеже и Воронежской области
top_img_1top_img_2
Официальный сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии
kramskogo
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
ESENIN
Народный музей Сергея Есенина приглашает. г.Воронеж, ул.К.Маркса-112. Экскурсии по т. 8(473) 235-59-36
                     000
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-34443 от 26 ноября 2008 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере СМИ и массовых коммуникаций. 12