Душа, живущая в стихах

                      Изображение 018 (1)

В октябре ей исполнилось бы 82. Несколько дней эта удивительная поэтесса и исполнительница восхитительных песен не дожила до своего дня рождения… Она была наделена даром удивительной фантазии. Песенные откровения Новеллы Матвеевой напоминают чудесные сказки с грустным, весёлым, ироничным или недосказанным концом... Её глубокая и утончённая поэзия, появившаяся в конце 50-х – начале 60-х годов сразу же обрела любовь многочисленных читателей и слушателей. Сборники стихов Матвеевой и её пластинки расходились по стране тысячными тиражами, сделав автора классиком отечественной литературы.

Хорошо помню своё знакомство с Новеллой Николаевной в подмосковном Лигачёве на слёте поклонников авторской песни в 1984 году, посвящённом её 50-летию. Разговоры с ней, ощущения от трепетного живого голоса и пения остаются в душе тёплыми и солнечными воспоминаниями, наполненными необыкновенной нежностью, радостью жизни и добротой – всем тем, чем полны чарующие песни Новеллы Матвеевой и её стихотворения. 

 

af42cc105727117788b931bf00b9248e

Новелла Николаевна роди­лась в Детском Селе Ленин­градской области (ранее – Царское село, ныне – город Пушкин), но детство её и юность прошли в Подмоско­вье.

Свои первые стихи Матве­ева начала сочинять во время войны в Монинском госпита­ле, где она оказалась из-за бо­лезни глаз. В этом госпитале политруком работал её отец – Николай Николаевич Матвеев. Он был известным историком, специалистом по Дальнему Востоку, являлся действитель­ным членом Всесоюзного гео­графического общества.

Мама Новеллы Матвеевой – Надежда Тимофеевна Орленева – личность весьма незау­рядная, артистическая. Она очень любила поэзию, пре­красно читала и сама писала стихи. Что­бы прокормить в голодное военное и по­слевоенное время большую се­мью, Надежда Тимофеевна сменила несколько профес­сий. Благодаря ей в семье ца­рила атмосфера поэзии и му­зыки, творчества, жизнелюбия и доброты.

Изображение 016

Новелла Матвеева вспоми­нала позднее: «Буквально про­низано всё было в доме мами­ными стихами. Среди первых моих важных впечатлений было, как мама открывает че­модан со своими рукописями, достает листок и читает... Я слушала как зачарованная. Это было первое потрясение – стихи моей матери и прочи­танные ею стихи Пушки­на...».

В доме Матвеевых, где был репродуктор и старенький па­тефон, часто звучала музыка. Предпочтение отдавалось ро­мансам и классике. Любимым композитором был Моцарт. Надежда Тимофеевна, обладая хорошим го­лосом, нередко исполняла под гитару русские, цыганские и итальянские песни. Часами могла слушать Новелла пластинки Леонида и Эдит Утёсовых. А вскоре, взяв у матери несколько уроков игры на гитаре, стала пытаться подбирать му­зыку к собственным стихам, с удовольствием «исполняя» песни на стихи А. Гладкова, Э. Ростана, В. Агнивцева, Шекспира, Лермон­това, Фета, Бунина...

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах. В продвижении первых больших подборок стихов Новелле Матвеевой помогли поэты Игорь Грудев иДавид Кугультинов, а также работники ЦК комсомола Виктор Бушин и Лен Карпинский. Далее в судьбе поэтессы принимали участие С. Маршак, К. Чуковский, М. Атабекян, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Б. Слуцкий, Ю. Воронов. Корней Иванович, когда ему прочитали "Солнечного зайчика", даже прыгал от радости через стул.

Изображение 017

В конце 50-х годов первые подборки стихов Новеллы Мат­веевой стали появляться в га­зетной и журнальной периоди­ке. Положительные отклики на её публикации С. Маршака, К. Чуковского, В. Чивилихина, Н. Старшинова способствовали выходу первой книги «Лири­ка» в 1961 году. Затем после­довали сборники «Кораблик» (1963), «Избранная лирика» (1964), «Солнечный зайчик» и «Душа вещей» (1966)… Назва­ние последнего из перечисленных сборников очень точно харак­теризует поэзию Матвеевой. Её сказочной манере, дей­ствительно, было свойственно оду­шевлять ветры, чувствовать одиночество ночных пустырей, следить за плаванием домов-кораблей с тёплыми глазами окон...

Известно, как о появившихся стихах и песнях Новеллы Николаевны отозвался Евгений Евтушенко: «Давным-давно в русской поэзии не случалось ничего подобного, как было с Новеллой Матвеевой: уже после выхода её первого цикла стихов стало ясно, что это оригинальнейший поэт, которого ни с кем не спутаешь. Её поэзия свободно переходит от метафорического восприятия к прямому мышлению. Матвеева сильна и в романтических фантазиях, и в возвышенной оде, и в философских стихах, напоминающих маленькие эссе, и в эпиграмматических посланиях, где на острие разящей шпаги наброшена изящная вуаль иронии…  И ещё Новелла Матвеева сильна в песнях. Может быть, сила её песен – их беззащитность. Хрупкий, почти детский голос, лёгкая, еле улавливаемая мелодия, как бы случайное прикосновение к гитарным струнам… Но какое ощущение внутренней чистоты! Классический пример – песня «Какой большой ветер!». При помощи, казалось бы, безыскусных средств, вселяющая тревогу за человечество, и всё-таки надежду. Надежду, потому что пока есть такие чистые люди, как автор этой песни, человечество ещё не потеряно…». Нечто подобное можно было бы сказать едва ли не обо всех песнях Новеллы Николаевны.

Вокруг творчества Новеллы Матвеевой (как и любого другого выдающегося явления) время от времени возникали споры критиков. Одним казалось, что в её опытах не хватает реализма и чёткой гражданской позиции, другие, напротив, утверждали, что в матвеевской поэзии реализма в преизбытке, но только он одухотворён и возвышен до сверхреализма, до его одушевления. А гражданская позиция, безусловно, присутствует между строк, гармонизирующих окружающее пространство или задающих этому самому пространству вопросы по поводу причин, гармонии мешающих.

Перечисляя тексты, вторые приводили нередко программную песню Новеллы Николаевны «Дома без крыш», где говорилось о путешествии лирического героя по городским окраинам, среди кружевных кранов и каркасов недостроенных домов, а облака в белой ночи соседствовали с грязью и глиной, кадкой с краской, напоминающей чёлн, плывущий среди цементных волн вместе с кирпичными кораблями. Заканчивалась песня четверостишьем: Было волшебно всё:/ Даже бумажный сор,/ Даже мешалку-палку/ Вспоминаю до сих пор…

          Сама Новелла Матвеева спорщикам отвечала так: «Когда-то Иван Киуру (поэт и муж Новеллы Николаевны) применил термин живописцев «писать с натуры» к сочинению стихов. И могу сказать, что тот «бумажный сор» написан с натуры. Если самообманом была вся та ночь, тогда и весь мир есть самообман, потому что прекрасней и замечательней, чем тот вечер, переходящий в ночь, я не видела. Я не считаю, что смогла передать всю его красоту, и даже тот летающий мусор не производил впечатление грязи. Просто я так вижу мир, он меня то очень возмущает, то, наоборот, оставляет как бы без языка для описания его… не красоты, нет… Красота это какое-то немножко сладкое слово, для описания его замечательности, скажем так…

Изображение 019

          Меня в своё время часто упрекали в оторванности от жизни, «убеге» от действительности, в том, что у меня нет гражданственных стихов…  Но для меня совершенно несомненно, что я автор гражданской темы. Во всяком случае, в ответ на стихи Ярослава Смелякова о том подобострастном чувстве, которое он испытывал, сидя в кресле Ивана Грозного, я написала небольшую поэмку «Трон», начинающуюся словами: «Я в тронный зал вхожу без должной дрожи…». Но охранители тронов всех времён эти стихи так и не напечатали…».

          Честная и откровенная позиция Новеллы Николаевны, судя по всему, кому-то во времена развала страны оказалась не нужной. И если в советское время у неё вышло полтора десятка сборников стихов и столько же песенных дисков, то последние 30 лет своей жизни она как будто бы была выключена из медийного пространства России. Несмотря на то, что книги её продолжали выходить (мизерными тиражами) и Новелла Матвеева была удостоена нескольких премий, складывалось ощущение, что её уже нет в живых, хотя она продолжала жить в центре Москвы, а лето проводить в своём загородном домике (на Сходне). С телеэкранов нам навязывали иных кумиров и иные песни, словно бы прививая всем другую, чуждую культуру, во многом заимствованную, бездушную и низкопробную. Хочется надеяться, однако, что поэзия Новеллы Матвеевой, невзирая ни на что, выстоит и останется с нами, наполняя души светом и чистотой.

 

Владимир  Межевитин

 

post-akzyihzyqs3bgkbkyzq2

P.S.  Принципиальность и гражданственность Новеллы Николаевны Матвеевой были особо очевидны последние два-три десятилетия её жизни, когда чудовищное расслоение общества, цинизм рвущихся к власти, коррупция и падение нравственности породили вопиющие социальные проблемы и унижение многих людей, оказавшихся брошенными на произвол судьбы. Поэтесса откликалась на все эти перипетии стихотворениями (не «сказочными», а вполне конкретными), полными возмущения, сарказма, сострадания и боли, откровенного обличения тех, кто способствовал разрушению Родины, уничижению её истории (20 века), достижений и побед, среди которых были и такие:

 а лето проводить в своём загородном домике (на Сходне).ь в центре москвы ко же дисковое он испытывал, сидя в кресле Ивана Гроз

            Контра

Бывало всякое… Сегодня ж –

На ловкачей дивись, Фемида:

Для них предательство – всего лишь

«Одно из мнений» индивида!

Брависсимо! Гляди, как ловко:

Предательство – всего лишь «мненье»!

Измена – «выбор точки зренья»!

Вредительство — «талант, сноровка»!..

А впрочем, радиоэлита

На стороне врага – открыто;

Всё меньше игр двойного спорта.

Скажите ж мне: с какой печали

Их «оппозицией» прозвали?

Не оппозиция, а КОНТРА!

Свободолюбцы

Что там злодеи, что там душегубцы,

Когда имеются... «свободолюбцы»?!

Макбет? Бог с ним! Макбетиха? Бог с ней!

Свободолюбцы будут пострашней.

    Свободолюбцы порицают казни.

    Они и так добьют кого хотят.

    Милошевича там... Или Хусейна...

    Или внучат Каддафи – арапчат...

Пуская слух, что монстра нет опасней

Арабов, сербов, русских и других –

Свободолюбцы очень любят казни.

Желают казней. И свершают их.

    Уж будто бы они «не замечают»,

    Что неугодных – САМИ назначают

    «ДИКТАТОРАМИ»? сами окрестят –

     И сами ж расказня́т кого хотят!

     А расказнят за то, что окрестили

     «Диктаторами»... Дальше – 

     в том же штиле

     Зане – таков их собственный диктат.

Той фразы вроде радовались блеску,

Что «высказаться вправе даже враг».

Но впопыхах забили Чаушеску,

Чтоб высказаться не успел никак.

     «Свободолюбцы» над порабощеньем

     Народов размышляют круглый год.

     «Свободолюбцы» смотрят с восхищеньем,

     Как чья-то кровь по лезвию течёт.

                                                                2011 г.

 
16508157 179100202577040 7617790193275860509 n 
1950х950 мм 3
Воронежский Общественный Комитет 100-летия Первой Мировой Войны готовит новую фото выставку "Воздушный Флот Российской Империи в Первой Мировой Войне 1914-1918гг."
тест2
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ АВТО В ВОРОНЕЖЕ http://franceauto-vrn.ru

+7 (473) 254-02-65

+7 (919) 238-66-46

0
 Индивидуальные экскурсии по историческому и современному Воронежу с опытным гидом. Посещение театров, музеев, выставочных залов. Телефон для связи: +7 920 226 76 68, приём заявок по E-mail: kulturavrn@mail.ru
LOGO
 Свободный Воронежский ИНТЕРНЕТ-КАНАЛ
logo (1)
 ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А.КОЛЬЦОВА
               36a548e57665f885b8689d12749832af
 Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области«Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»
Логотип ТОБ 1
Воронежский Государственный Театр Оперы и Балета
9773120104134304 
ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА
Vkontakte
Открытая группа МБУК ЦВПВ "Музей-диорама" в Контакте
0
 РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Официальный сайт: http://rvio.histrf.ru 
f7eae64b-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db f7eae64d-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db
 Официальный сайт "Литературной Газеты". Читать все выпуски. 
image001
Официальный сайт НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС
MIHAILOVSKI KORPUS
Казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Воронежской области "Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус"
00
В Вороеже начал работу "Воронежский Общественный Комитет 100 - летия Первой Мировой войны". Е-mail: 100Letpmv@mail.ru
logo3
Вся правда о современной ОДЕССЕ
468x60
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках
Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой
Отечественной войны и послевоенный период.
33664 
Сайт "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" 
IMG 1112
Изготовление куполов в Воронеже и Воронежской области
top_img_1top_img_2
Официальный сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии
kramskogo
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
ESENIN
Народный музей Сергея Есенина приглашает. г.Воронеж, ул.К.Маркса-112. Экскурсии по т. 8(473) 235-59-36
                     000
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-34443 от 26 ноября 2008 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере СМИ и массовых коммуникаций. 12