ПО ПРАВУ ПАМЯТИ И ЧЕСТИ

                      466729

(к 75-летию народной артистки России Жанны Болотовой)

С первых же работ Жанны Болотовой в кино её стали называть одной из самых красивых, талантливых и умных актрис отечественного экрана. Она снималась у выдающихся режиссёров 60-х – 80-х годов С. Герасимова, Л. Кулиджанова, Я. Сегеля, Л. Шепитько, В. Дормана, М. Швейцера, Н. Губенко. Фильмы с её участием получали престижные призы международных фестивалей, становясь классикой мирового кино. Продолжалось это вплоть до развала Советского Союза и, соответственно, Великого советского кинематографа…

 WHw61u0ShUg

60 лет назад, будучи школьницей, она оказалась на съёмочной площадке фильма «Дом, в котором я живу». Режиссёрами-постановщиками его были знаменитые Лев Кулиджанов и Яков Сегель. На роль, которую исполнила Жанна, претендовало немало талантливых московских девочек, но именно Болотова сумела убедить авторов картины в том, что именно она должна участвовать в съёмках. Её искренность, благородство, непосредственность пленили тогда не только создателей фильма и зрителей, но и преподавателей ВГИКа С.А. Герасимова и Т.Ф. Макарову, у которых Жанна Болотова будет учиться позже на одном курсе со своим будущим мужем, талантливейшим актёром и режиссёром Николаем Губенко.

7Cxz2jLqal8

Едва ли не каждая картина, где снималась Болотова, становилась шедевром экрана. Среди них особо хочется назвать «Люди и звери», «Если ты прав», «Первый курьер», «Крылья», «Журналист», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Любить человека», «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «Кто стучится в дверь ко мне», «Запретная зона». Талант актрисы был отмечен присвоением ей звания народной артистки РСФСР в 1985 году.

76769

 

halo724

hqIQ3g6I-Zk

Распад страны, начавшийся в конце 80-х годов и продолжающийся все 90-е годы, Жанна Андреевна переживала, как и многие другие люди, остро и горько. Коммерциализацию российского кинематографа, в котором стали преобладать циничные, кровожадные фильмы, зачастую ориентированные на самые низкие инстинкты, не несущие в себе свет, добро и стремление к вечным гуманистическим идеалам, Болотова принять не могла. Её жизнь стала своеобразным протестом «новому порядку вещей». Сценарии, которые получала актриса, она не колеблясь отвергала, ибо шли они вразрез её представлению о смысле и ценностях искусства – тех, что Жанна Болотова получила на уроках своих легендарных учителей и своих родителей. Взыскательность и принципиальность, чувства собственного достоинства и вкуса не позволяли ей принимать участие в той кино- и телевакханалии, откровенно безнравственной и убогой, наблюдаемой актрисой из года в год. Не могла принять Жанна Андреевна и безоглядного уничижения прошлого своей Великой Родины. Появляясь иногда перед телевизионными камерами (обычно в дни своих юбилеев) или на страницах СМИ, говорила она откровенно и незабываемо о том, что волнует душу и живёт в её благодарной памяти до сих пор. С некоторыми её мыслями и воспоминаниями хочется поделиться с читателями, отмечая 75-летний юбилей любимой (не одним поколением людей) актрисы:

«Как часто вижу я сон, тот удивительный сон…». Вот двадцатилетней девушкой на съёмках фильма Сергея Герасимова «Люди и звери» я побывала в Запорожье и Харькове. Увидела плотину и харьковский завод. Вот в Дивногорске увидела плотину на Енисее: дух захватывало от восторга и гордости за людей, создавших это. С делегацией от «Мосфильма» была на атомной электростанции в Армении. Помню поездку в Норильск на съёмки фильма «Любить человека» того же С. Герасимова. И ещё одну поездку в Норильск, уже после 1991 года. Нас встречали как самых дорогих гостей. Предложили проехать до знаменитого комбината, посмотреть на него хотя бы издали. Помню страшную метель, еле видны были огромные прожектора, освещавшие его по всему периметру. И, наконец, наши три концерта. Я думала: «Ну кто из нормальных людей выйдет из дома в такую вьюгу?». Но в переполненном зале под аккомпанемент ветра люди слушали Пушкина, Блока, Есенина, Ахматову, Цветаеву, песни Высоцкого.

7bCbVcrdaqI

А потрясающее зрелище двух Сургутских ГРЭС! Машинный зал и зал управления. Я вижу – мой муж Николай Губенко кивнул мне: «Посмотри журнал дежурств». Фамилии всех национальностей: русские, украинцы, татары, армяне, азербайджанцы… Вот это праздник единства так праздник! Помню чаепитие в кабинете директора. «Не знаю, как у вас там, в Москве, – говорит он, – а у нас тут никакого застоя не было. Раскладушки в цехах стояли, неделями не выходили домой».

Не могу удержаться, чтобы не рассказать ещё об одном счастливом воспоминании – о посещении нашей средиземноморской эскадры в Египте, в городе Александрия. Наша делегация – министр кинематографии Ф.Т. Ермаш, кинорежиссёр Юрий Озеров, актриса Людмила Савельева и я – приглашена на встречу с моряками. Красавица-эскадра: серо-стальные корабли, совершенные по форме и внушительные по содержанию. Гордо реет на мачте флаг Отчизны родной. Поднялись на борт: идеальная чистота и порядок, всё надраено до блеска. Впечатление, что и люди тоже начищены до блеска. Командиры идеально выбриты, наша чудесная морская форма, чёрная, с золотым шитьём и золотыми пуговицами, сидит, как влитая. Матросы загорелые и пышущие молодостью и здоровьем. Когда мы поднялись на сцену, раздался такой оглушительный приветственный рёв, которого, я уверена, ни Люся, ни я больше никогда в жизни не слышали.

zPLRKFFjrDE

 

Примерно лет 25 спустя, уже после 1991 года, на вечере в Москве ко мне подошёл капитан 1-го ранга, артиллерист-ракетчик, и сказал: «Жанна, помните Александрию?» Я ответила: «Ещё бы! Такое не забывается». Теперь на все наши премьеры и просто спектакли в театр «Содружество актёров Таганки» приходят моряки – от адмиралов до старпомов. Приходят в форме. С орденами.

Году в 94-м работала у нас на даче бригада строителей, и был в этой бригаде чудесный человек Юра из Одессы. Этот Юра был настоящий клад. Молчаливый, дисциплинированный, он умел абсолютно всё – провести электричество, починить телефон, врезать замок, отремонтировать утюг, холодильник, телевизор, компьютер. Я поинтересовалась, чем он занимался до 91-го года. Он сказал: «Я служил на научном судне «Академик Королёв». Мы следили за нашими спутниками, поддерживали связь с космическими кораблями».

y 7fda9203

И вот всех этих людей назвали «совками»! где-то в конце 80-х мы вдруг услышали, что мы, оказывается, «страна дураков» и шариковых. Я даже сначала не поняла, о ком это они, что вообще имеют в виду. Может, они так шутят?

А кто же выковал коммунистической России её ракетно-ядерный щит и меч? От и до – из советских материалов и советскими технологиями. Совки, выходит? Шариковы? Спросите геологов – они скажут: создавать сырьевую базу радиоактивных технологий СССР начинал с нуля. Так же и космос. Сотни институтов, тысячи специалистов! Ничего, разобрались…

А кто, кстати, её, коммунистическую Россию, самой грамотной страной в мире сделал? Не первое ли в мире Советское государство? А что сделали для страны советские люди за двадцать брежневских – непонятых и оболганных «застойными» лет? Обжились на постоянной основе в космосе. И на постоянной же – вышли подводным и надводным флотом в Мировой океан. И, наконец, мы, совки, ликвидировали как класс нищенство. При «равенстве в нищете» на всё хватало коммунистической России. На космос и океан. На Север и курортный Юг. На бесплатное лечение и учение – всех. На почти бесплатное жильё и проезд – всем. На науку и культуру, пусть «по остаточному принципу», но вот теперь бы эти остатки! На зарплату и пенсии, на которые все жили, а не вымирали.

yrM1Kp3NmYM

Как-то в телерепортаже «из глубинки» показали мужика: «При коммунистах мы в коммунизме и жили. Не понимали только. А сейчас…» И махнул рукой…

В 1992 году нас с мужем пригласили в Италию. В маленьком городке Порто-Фино есть крошечный театр Джорджо Стреллера. Мы должны были читать русскую поэзию. Всё было прекрасно организовано! Итальянские актёры читали по-итальянски, мы – то же самое по-русски. В последний вечер – прощальный ужин, чудесная атмосфера человеческой близости и товарищества. И вот наш новый друг вдруг спросил: «Николай, я можно неудобный вопрос? Как вы могли отдать такую страну?» Воцарилось молчание…

Я так много говорю о прошлом, что может сложиться впечатление, будто живу только им, «утопая в дальнем дорогом». Это не так. Думая о прошлом, я думаю не о нашем личном благополучии, не о советской безмятежной и уважаемой старости, а о той общей атмосфере уверенности в завтрашнем дне, безопасности, достоинства и равенства, в которой мы жили.

В чём же сегодня искать надежду, на что опереться, где увидеть хоть какие-то очертания будущего? И вот читаю у Л. Толстого в «Войне и мире» – после поражения Наполеона: «Москва в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святыни, ни богатств, ни домов, была тою же Москвою, какою была в августе. Всё было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого». И это неразрушимое, мне думается, есть та «могучая сила жизненности», тот дух победителей, который жил в наших прадедах, наших отцах, а будет жить в наших внуках. И если нам хватит мудрости – «жизнь потечёт сквозь честные сердца» (М. Салтыков-Щедрин).

Хватило бы мудрости!»

                                                                                                                     

   подготовил  Владимир Межевитин

xVomHrI4FfE

 

Xg4nvurPubA

toxq203

Tc6voY1HZek

71El5USPsdU

aGcP5mNp424

B4q85QbSMFA

p 102221

st4WYVPxZ58

 
16508157 179100202577040 7617790193275860509 n 
1950х950 мм 3
Воронежский Общественный Комитет 100-летия Первой Мировой Войны готовит новую фото выставку "Воздушный Флот Российской Империи в Первой Мировой Войне 1914-1918гг."
тест2
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ АВТО В ВОРОНЕЖЕ http://franceauto-vrn.ru

+7 (473) 254-02-65

+7 (919) 238-66-46

0
 Индивидуальные экскурсии по историческому и современному Воронежу с опытным гидом. Посещение театров, музеев, выставочных залов. Телефон для связи: +7 920 226 76 68, приём заявок по E-mail: kulturavrn@mail.ru
LOGO
 Свободный Воронежский ИНТЕРНЕТ-КАНАЛ
logo (1)
 ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А.КОЛЬЦОВА
               36a548e57665f885b8689d12749832af
 Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области«Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»
Логотип ТОБ 1
Воронежский Государственный Театр Оперы и Балета
9773120104134304 
ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА
Vkontakte
Открытая группа МБУК ЦВПВ "Музей-диорама" в Контакте
0
 РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Официальный сайт: http://rvio.histrf.ru 
f7eae64b-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db f7eae64d-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db
 Официальный сайт "Литературной Газеты". Читать все выпуски. 
image001
Официальный сайт НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС
MIHAILOVSKI KORPUS
Казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Воронежской области "Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус"
00
В Вороеже начал работу "Воронежский Общественный Комитет 100 - летия Первой Мировой войны". Е-mail: 100Letpmv@mail.ru
logo3
Вся правда о современной ОДЕССЕ
468x60
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках
Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой
Отечественной войны и послевоенный период.
33664 
Сайт "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" 
IMG 1112
Изготовление куполов в Воронеже и Воронежской области
top_img_1top_img_2
Официальный сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии
kramskogo
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
ESENIN
Народный музей Сергея Есенина приглашает. г.Воронеж, ул.К.Маркса-112. Экскурсии по т. 8(473) 235-59-36
                     000
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-34443 от 26 ноября 2008 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере СМИ и массовых коммуникаций. 12