В Воронеже открылась и работает новая выставка
Актуальные новости

                              hopg2 1

   Прошедшая неделя в культурной жизни Воронежа отметилась важным событием. В  ВОРОНЕЖСКОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННО -  ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА  открылась выставка  о Холокосте в судьбах евреев Воронежа и всего мира. Мы впервые увидели так близко и зримо трагедию многострадального народа. Воронежцы почувствовали искренность предоставленного из Москвы выставочного материала. В музей уже поступили звонки из других областей Черноземья о возможности ознакомиться с нею. 

17634333 1368507383205443 2087316948519429913 n

Текст: Зифа Хакимзянова, Сергей Соболев

Фото:  Зифа Хакимзянова, Сергей Соболев

   Воспоминания о временах Холокоста, картины и фото Бабьего Яра, письма соседей детям, чьи родители-евреи погибли в Воронеже, документы с сухими четырехзначными цифрами убитых, имена и судьбы тех, про кого говорят: «Они спасали евреев» или «Освободители». Такую выставку «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение» в Воронеж привезли из Москвы.

17634321 1368507859872062 5609198522630260074 n

   Узнать достоверные и уникальные факты о Холокосте можно в воронежском «Музее-диораме» в течение всего месяца, с 4 по 30 апреля. Организаторы выставки – сотрудники московского научно-просветительского центра (НПЦ) «Холокост» – особое внимание обратили не на жизнь евреев в концлагерях в годы войны, а сделали акцент на судьбах тех, кто участвовал в освобождении евреев из концлагерей, например, в Аушвице, или защищал их. Такие истории нашли и на территории Воронежа.

17795929 1368507273205454 5606963289889438546 n

- Мало кто знает о том, что было на территории Российской Федерации во времена Холокоста, а также о том, что Красная армия участвовала в освобождении Освенцима. Поэтому два года назад мы начали готовиться к выставке. В этом нам помогали и зарубежные коллеги, в частности, из Израиля, Франции, Великобритании. Они предоставили уникальные документы и фотографии. Например, отрывок письма Отто Франка о том, что он жив и у него все в порядке, – рассказывает Леонид Терушкин, заведующий архивным отделом НПЦ «Холокост». По его словам, сотрудники воронежского музея предложили расширить выставку, добавив к ней раздел «Холокост в судьбах евреев Воронежа».

- Когда мы обсуждали с воронежскими коллегами вопрос о расширении выставки, они прислали мне документ о гибели еврейской семьи, мужа и жены, Иоффе в 1942 году. И тут я вспоминаю, что пару лет назад знакомая из Подмосковья дала мне письмо, в котором соседи по собственной инициативе пишут дочерям Доре и Раисе Иоффе о том, что их родители погибли. Оказалось, оба исторических документа говорят о судьбе одной и той же семье Иоффе, – продолжает Леонид Абрамович.

17796005 1368507709872077 3979478234865717963 n

   На открытии выставки указали и на то, что 100 стрелковая дивизия, в которую входили солдаты Воронежа, освободила около 18000 узников лагеря смерти Освенцим. Подвиг совершила и Александра Лубочкина, уроженка Воронежа, в то время работавшая в Белоруссии. «Простая учительница, она вообще была скромным человеком, но вместе с тем – стойким и отважным…» удочерила одну «израненную девочку-еврейку» Марию. «О том, как они выживали вместе всю войну, как спасали друг друга, можно написать повесть…

    На оккупированной территории немолодая одинокая женщина практически без средств к существованию, рискуя жизнью, приютила и растила маленькую, лет шести, девочку, потерявшую всех родных», – пишет спецкор «Труда» Елена Широян, внучка Александры Лубочкиной. В 1947 году они вдвоем, Александра Яковлевна и дочь Маня, возвращаются в Воронеж. Дочка учится в школе, а после – в медицинском институте, и всё это время во всем становится поддержкой для мамы.

17796020 1368507566538758 5964250513878167712 n

   Во время Холокоста люди «скромные… но стойкие и отважные» – врачи, генералы, соседи, знакомые, всячески пытались поддержать евреев. Об этом рассказывает выставка «Холокост: уничтожение, освобождение, спасение». Впервые её показали в Государственной думе 27 января 2016 года. О поражающих фактах вспомнили, узнали, обсудили также в таких городах, как Санкт-Петербург, Тверь, Калуга, Вологда.

hopg9 1

- Почему так важно каждый день говорить о Холокосте? Его замысел – не школа, а целая академия человеконенавистничества, которую могли создать только изощренный ум и безжалостное сердце. Выставки, мероприятия, акции разоблачают эту академию, разрушая страшный замысел, устанавливая идею всесветного гуманизма, – с горечью говорит на открытии выставки профессор Бронислав Табачников. В годы войны те самые сердце и ум, к сожалению, сумели подавить чувство гуманизма. Потому в Бабьем Яре за два дня было казнено около 34 000 евреев, узниками гетто в городе Велиж стали 1750 человек, в Калужском гетто – 154, на окраине Минеральных вод погибли около 7000 представителей еврейской нации. Лагерный комплекс Аушвиц содержал узников из 29 государств, около миллиона из которых были убиты…

hopg3 1

- Мой муж недалеко от Бабьего Яра оставил моих родных, сам ушел посмотреть. И увидел: за высоким забором (щелочка была) сортируют – мужчину в одну сторон, женщин, детей отдельно. Голые (вещи отнимались), из автоматов и пулеметов их укладывают: крики и вой ужаса… Муж вернулся к моим сестрам и матери и сказал: «Уходите, куда глаза глядят»» (Из материалов выставки).

  Стоит отметить, что при подготовке к проведению этой выставки, свою финансовую и информационную помощь оказали: Центр Еврейской Культуры Воронежа и лично раввин Леви, а также Воронежская  городская  общественная  организация «Еврейский Общинный Центр "Бейт Мишпаха - Дом Семьи"» ВГОО «ЕОЦ «Бейт Мишпаха – Дом Семьи»» и лично Исполнительный директор   Ирина Алексеевна Конищева. За что им от воронежцев огромная благодарность!

17799452 1368508673205314 8664454762734378021 n

   Уже буквально через час после открытия выставки Леонид Абрамович Терушкин провёл ознакомительную экскурсию для студентов местного техникума. В ВОРОНЕЖСКОМ ЦЕНТРЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА таких посетителей будет не на один десяток экскурсий. Сотрудники музея принимают заявки от школ, высших учебных заведений, курсантов военных академий и всего областного региона. 

   Программа пребывания гостей из Москвы не ограничилась открытием выставки. Уже буквально на следующий Леонид Терушкин и Елена Беленькая (научный сотрудник Научно-просветительного центра «Холокост) провели семинар для студентов  Воронежского Государственного Аграрного Университета им.Императора Петра I - "Проблема Холокоста в науке и образовании". Затем были деловые встречи с научными сотрудниками Университета.

17796505 1368509056538609 7805257357590953515 n

    В последний день пребывания научных сотрудников центра «Холокост» тоже  прошёл насыщенно. В Воронежском Институте Высоких Технологий для педагогов школ также провели семинар на означенную тему.

   С принимающей стороны прозвучало предложение дальнейшего сотрудничества ВОРОНЕЖСКОГО ЦЕНТРА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА с Научно-просветительким центром «Холокост.

17800458 1368508143205367 8068980776780709964 n

 

DSC00653

DSC00661

DSC00663

DSC00665

DSC00668

 

 В заключении этого обширного материала, хотелось бы ознакомить воронежцев с конкурсом:

1

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о XVII ежегодном Международном конкурсе

«Память о Холокосте – путь к толерантности»

$11.     Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи и порядок проведения ежегодного Международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности» (далее – конкурс).

1.2. Организаторы международного конкурса – Межрегиональная общественная организация «Научно–просветительный Центр «Холокост» (далее – Центр) и Международный научно-образовательный Центр истории Холокоста и геноцидов Российского государственного гуманитарного университета (далее – РГГУ).

1.3. Цели Конкурса:

$1-       Формирование толерантного сознания, исторического мышления и культуры памяти обучающихся и педагогов на примере уроков Холокоста.

$1-       Активизация интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн в молодёжной и педагогической среде.

1.4. Задачи Конкурса:

$1-       формирование навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений;

$1-       привлечение учащихся, студентов и педагогических работников образовательных организаций к изучению и преподаванию истории Холокоста, выявление современных методик преподавания данной темы, интеграция опыта участников в педагогическую практику образовательных организаций;

$1-       расширение контактов и обмен опытом российских учащихся и педагогов со своими зарубежными сверстниками и коллегами;

$1-       стимулирование и активизация поисковой, научно-исследовательской и творческой деятельности школьников, студентов, магистрантов и аспирантов по теме Холокоста;

$1-       участие в сохранении и записи документальных свидетельств о Холокосте, установке памятников и проведении мемориальных мероприятий.

1.5. Конкурс проводится с 16 ноября 2016 г. по 15 ноября 2017 года (при подаче работ до 1 июня 2017 г. возможна их доработка по замечаниям рецензентов).

1.6. На конкурс могут быть представлены:

$1-       исследовательские работы;

$1-       поисковые работы (основанные на интервью с выжившими и очевидцами Холокоста; документах личных архивов, свидетельств, периодических изданий, архивных документах и т. д.);

$1-       методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, лекций, семинаров, урочных и внеурочных учебных проектов, программы факультативов, элективных курсов, тексты для разделов учебных и методических пособий по теме Холокоста;

$1-       творческие работы (эссе, рассказы, стихи, рисунки, плакаты, презентации, фильмы, сайты);

$1-       компьютерные программы, документальные фильмы, мультимедийные проекты и Web-сайты.

II. Участники конкурса

2.1. Участниками конкурса могут быть граждане России и других государств:

$1-       школьники (8–11 класс) и учащиеся колледжей;

$1-       студенты вузов, магистранты и аспиранты;

$1-       преподаватели колледжей, средней и высшей школы;

$1-       библиотекари, музейные и архивные работники, проводящие занятия/ экскурсии с молодежью.

III. Порядок проведения конкурса

3.1. В России конкурс проводится в заочной форме в 2 этапа.

3.2. 1 этап – региональный. Организуется и проводится Институтами развития образования / Институтами повышения квалификации педагогических работников / Университетами / Региональными представителями. По итогам регионального этапа конкурса отбираются работы 3-х победителей и направляются для участия в следующем этапе. 2 этап – международный. Жители регионов, в которых не проводится 1-ый этап конкурса, а также граждане иностранных государств участвуют со 2-го этапа.

3.3. Заявки на Международный конкурс и работы отправляются по адресу:

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript (с пометкой «конкурс») и (в копии) на center@holofond.ru

Объем прикрепляемых к электронному письму-заявке материалов должен быть не более 4 МГБ. Свыше этого объема материалы должны быть в формате «архив».

Работы большего объема, а также плакаты, макеты памятников и т. п. предоставляются непосредственно в Центр «Холокост» или высылаются по почте. Адрес: 115035, Россия, Москва, Садовническая ул., 52/45.

Заявка с указанием даты отправки такой работы дублируется по электронной почте.

В заявке обязательно указываются: фамилия, имя, отчество участника; дата рождения; страна, регион; название образовательной организации в соответствии с Уставом, класс (курс), электронный адрес; фамилия, имя, отчество научного руководителя; номинация, название работы (приложение 1).

Каждый участник вместе с работой направляет согласие на обработку персональных данных (приложение 2).

3.4. Срок подачи заявок и работ – до 15 ноября 2017 года, подведение итогов конкурсной комиссией – до 25 декабря 2017 года.

Итоги конкурса подводятся в четырех номинациях:

$1-       Работы школьников

$1-       Работы студентов

$1-       Работы педагогов

$1-       Творческие работы

Информация о результатах конкурса публикуется на сайте Центра 27 января 2018 г.

Награждение победителей конкурса – Москва, 27 января 2018 г. на Мемориальном заседании, посвященном Международному Дню памяти жертв Холокоста.

Приглашение на церемонию награждения высылается по электронной почте до 29 декабря 2017 г.

Победители конкурса получают ценные подарки и специальные дипломы трех степеней. Работы победителей и лауреатов конкурса публикуются в ежегодном сборнике «Мы не можем молчать. Школьники и студенты о Холокосте» и в очередном выпуске методического пособия «Холокост: взгляд учителя».

Победители и лауреаты конкурса приглашаются на семинары, стажировки, конференции, в поездки по местам Холокоста, в том числе – за рубежом.

Всем предоставившим работы в соответствии с данным Положением высылаются «Грамоты участника Международного конкурса». Научным руководителям призеров конкурса направляются благодарственные письма в организации по месту работы.

IV. Экспертиза конкурсных материалов

4.1. Экспертизу конкурсных материалов осуществляет жюри, в состав которого входят сотрудники Центра, РГГУ, региональные представители Центра (по согласованию).

4.2. Подведение итогов конкурса в номинации «Методические разработки педагогов» проводится совместно с Международной школой «Яд Вашем» (Иерусалим, Израиль).

4.3. Подведение итогов конкурса в номинации «Студенческий плакат на тему Холокоста» проводится совместно с Музеем еврейского наследия и Холокоста (Российский еврейский конгресс) под патронажем Информационного центра ООН в Москве.

V. Требования к конкурсным работам

5.1. Работы должны быть представлены на русском или английском языке. Объем конкурсной работы не лимитирован.

5.2. Требования к печатной работе: 1 страница – лист формата А-4; Microsoft Word, шрифт Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный, выравнивание по ширине.

5.3. Страницы работы должны быть пронумерованы.

5.4. Обязательно наличие титульного листа с указанием названия работы, образовательной организации и полных сведений об учащемся (ФИО автора полностью, место учебы, класс, сведения о научном руководителе – ФИО, преподаваемый предмет); для учителей и преподавателей – ФИО полностью, место работы, должность (включая преподаваемый предмет). У творческих работ (рисунки, мелкая пластика, фильмы) должны быть этикетки с вышеуказанными данными.

5.5. Работа должна включать: содержание (план); введение, раскрывающее цель и задачи работы; основную часть; заключение, соответствующее поставленным во введении задачам.

5.6. Список приложений (при наличии приложений).

5.7. Список источников и использованной литературы, интернет-ресурсов, оформленный в соответствии с ГОСТом.

5.8. Конкурсные работы не рецензируются и не возвращаются.

5.9. В работе недопустим плагиат (в том числе частичный): при выявлении некорректных заимствований работа автоматически дисквалифицируется.

VI. Критерии оценки конкурсных работ

6.1. Представленные работы школьников оцениваются по следующим критериям:

$1-       соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и задачам;

$1-       актуальность постановки проблемы; самостоятельный подход к ее решению; наличие результатов исследования;

$1-       глубина анализа и полнота отражения изучаемой проблемы; самостоятельность выводов; логичность и стиль изложения;

$1-       количество, качество и новизна использованных материалов, в том числе научной, справочной, популярной, художественной литературы, документов, периодической печати, архивных материалов, устных свидетельств, иллюстраций;

$1-       возможность использования в учебно-воспитательном процессе, при проведении мемориальных мероприятий;

$1-       качество оформления работы (в соответствии с требованиями).

6.2. Представленные работы студентов оцениваются по следующим критериям:

$1-       соблюдение требований к оформлению работы (раздел V настоящего Положения);

$1-       соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и задачам;

$1-       обоснование научной и общественной актуальности проблемы исследования;

$1-       структурированность работы, четкость и ясность изложения;

$1-       отражение используемой методологической базы;

$1-       самостоятельность работы;

$1-       глубина анализа и полнота отражения изучаемой проблемы; логичность, грамотность изложения (соблюдение научного стиля);

$1-       адекватность и соответствие подобранных источников и историографии поставленным задачам.

6.3.  Представленные работы педагогов оцениваются по следующим критериям:

$1-       соответствие содержания заявленной теме, поставленной цели и задачам;

$1-       глубина и корректность использованного содержания (в том числе соблюдение авторских прав);

$1-       соответствие темы и содержания возрасту обучающихся;

$1-       степень вовлеченности обучающихся (активные формы работы);

$1-       использование местного материала;

$1-       нестандартный подход к раскрытию темы;

$1-       возможность использования другими педагогами;

$1-       интегративность (или использование межпредметных и внутрипредметных связей).

6.4. Представленные творческие работы (эссе) оцениваются по следующим критериям:

$1-       соответствие содержания эссе теме;

$1-       новизна в освещении темы;

$1-       оригинальность;

$1-       грамотность оформления работы.

6.5. Представленные творческие работы (рисунок) оцениваются по следующим критериям:

$1-       соответствие содержания работы теме;

$1-       художественное мастерство (техника и качество исполнения работы);

$1-       оригинальность замысла.

6.6. Представленные электронные конкурсные материалы оцениваются по следующим критериям:

$1-       информационная насыщенность и научная корректность;

$1-       новизна и оригинальность информации;

$1-       разнообразие содержания и разнотипность его представления;

$1-       образовательная и/или методическая ценность;

$1-       регулярность обновления информации;

$1-       наличие обратной связи, возможности для обсуждений и дискуссий;

$1-       удобство навигации;

$1-       оригинальность и адекватность дизайна.

6.7. Работы участников оцениваются в соответствии с критериями путем вычисления общего балла по 3-бальной системе по каждому критерию.

6.8. Лучшие работы в каждой номинации отмечаются специальными дипломами.

Приложение 1.

Заявка

на Международный конкурс «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Школьники, учащиеся колледжей, студенты, магистранты, аспиранты:

$11.     

Фамилия, имя, отчество (полностью)

 

$12.     

Дата рождения

 

$13.     

Страна

 

$14.     

Регион

 

$15.     

Название образовательной организации в соответствии с Уставом (адрес, электронный адрес)

 

$16.     

Класс / курс

 

$17.     

Электронный адрес

 

$18.     

ФИО научного руководителя

 

$19.     

Номинация

 

$110. 

Название работы

 

Преподаватели колледжей, средней и высшей школы, библиотекари, музейные и архивные работники:

$11.     

Фамилия, имя, отчество (полностью)

 

$12.     

Страна

 

$13.     

Регион

 

$14.     

Название образовательной организации в соответствии с Уставом (адрес, электронный адрес)

 

$15.     

Должность

 

$16.     

Электронный адрес

 

$17.     

Телефон

 

$18.     

Номинация

 

$19.     

Название работы

 

Приложение 2.

Согласие на обработку персональных данных участника международного конкурса «Память о Холокосте – путь к толерантности»

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»: Я, (ФИО)_____________________________________, даю свое согласие на обработку моих персональных данных МОО НПЦ «Холокост» с местом нахождения 115035, Москва, Садовническая ул. 52/45 и подтверждаю, что действую по своей воле и в своих интересах. Я подтверждаю, что разрешаю МОО НПЦ «Холокост» направлять мне корреспонденцию (информацию) на указанный мной почтовый адрес, адрес электронной почты информацию о проводимых МОО НПЦ «Холокост» мероприятиях. Настоящим я даю разрешение МОО НПЦ «Холокост» и его уполномоченным представителям получать, собирать, систематизировать, накапливать, хранить, уточнять (обновлять, изменять), использовать и иным образом обрабатывать (в том числе в электронном виде) мои персональные данные, указанные при регистрации (заполненные в заявлении-анкете). Согласие дается на срок 1 (Один) год и может быть в любой момент мной отозвано путем направления письменного уведомления. Я предупрежден(а), что направление мной указанного письменного уведомления автоматически влечет за собой удаление моих данных из баз данных МОО НПЦ «Холокост».

МОО НПЦ «Холокост» обеспечивает конфиденциальность персональных данных в соответствии с требованиями законодательства РФ. С законодательством и документами МОО НПЦ «Холокост», устанавливающими порядок обработки персональных данных, правилами и обязанностями, ознакомлен(а).

Дата заполнения «____»___________2017 г.

Личная подпись__________/____________/

 *Под обработкой персональных данных понимаются действия (операции), производимые в ручном или автоматическом режиме с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передача), обезличивание, блокирование и уничтожение персональных данных.

 

 

 

   

 

 
16508157 179100202577040 7617790193275860509 n
bal-maskarad_831.jpg
20882272_1509815982407915_729326231329992956_n.jpg 
А4_сайта_.jpg
20046537_1475909152465265_4143472055399223672_n.jpg
С 22 июля по 27 августа Воронежский Государственный Цирк представляет программу «Галактика Криц»!
18951387_1332254676860155_3529665538310820856_n.jpg
_Бондарчук.jpg
1950х950 мм 3
Воронежский Общественный Комитет 100-летия Первой Мировой Войны подготовил новую фото выставку "Воздушный Флот Российской Империи в Первой Мировой Войне 1914-1918гг."  Она будет работать в "Музее-Диораме"   с 11 августа по 15 сентября.
тест2
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ АВТО В ВОРОНЕЖЕ http://franceauto-vrn.ru

+7 (473) 254-02-65

+7 (919) 238-66-46

0
 Индивидуальные экскурсии по историческому и современному Воронежу с опытным гидом. Посещение театров, музеев, выставочных залов. Телефон для связи: +7 920 226 76 68, приём заявок по E-mail: kulturavrn@mail.ru
LOGO
 Свободный Воронежский ИНТЕРНЕТ-КАНАЛ
logo (1)
 ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А.КОЛЬЦОВА
               36a548e57665f885b8689d12749832af
 Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области«Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»
Логотип ТОБ 1
Воронежский Государственный Театр Оперы и Балета
9773120104134304 
ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА
Vkontakte
Открытая группа МБУК ЦВПВ "Музей-диорама" в Контакте
0
 РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Официальный сайт: http://rvio.histrf.ru 
f7eae64b-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db f7eae64d-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db
 Официальный сайт "Литературной Газеты". Читать все выпуски. 
image001
Официальный сайт НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС
MIHAILOVSKI KORPUS
Казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Воронежской области "Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус"
00
В Вороеже начал работу "Воронежский Общественный Комитет 100 - летия Первой Мировой войны". Е-mail: 100Letpmv@mail.ru
logo3
Вся правда о современной ОДЕССЕ
468x60
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках
Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой
Отечественной войны и послевоенный период.
33664 
Сайт "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" 
IMG 1112
Изготовление куполов в Воронеже и Воронежской области
top_img_1top_img_2
Официальный сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии
kramskogo
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
ESENIN
Народный музей Сергея Есенина приглашает. г.Воронеж, ул.К.Маркса-112. Экскурсии по т. 8(473) 235-59-36
kalendar_pamyatnykh_dat_301.jpg
                     000
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-34443 от 26 ноября 2008 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере СМИ и массовых коммуникаций. 12