Худрук Камерного театра Михаил Бычков плюнул в сторону русских

                                               e0dd028ba417d7b2bb1e209de9ca8376.jpg

Рецензия на оперу «Родина электричества».

   Побывала в преисподней - на опере «Родина электричества», представленной в рамках Международного Платоновского фестиваля.

0d16ff9b0929d20131a0829164208316.jpg 

   Своей максимальной насыщенности красный достиг во время сцены в яблоневом саду - в него были окрашены гигантские шары-яблоки, собранные в такие же гигантские сетки и гроздьями развешанные над сценой. Но поскольку яблоки мерцали изнутри, они больше напоминали раскаленные угли.

   В эпизоде с пожаром на электростанции красный целиком поглотил сцену, многочисленные люди в черных одеждах с закрытыми черной тканью лицами казались на его фоне то ли обугленными головешками, то ли чертями, а в зал тем временем полз едкий серый дым…

   Только чья преисподняя была на сцене? Писателя Андрея Платонова, рассказы которого, о чем кричали афиша и программка (тоже, кстати, красные), легли в основу оперы? Композитора Глеба Седельникова, написавшего не только музыку, но и либретто? Режиссера-постановщика Михаила Бычкова? Или всех троих авторов вместе взятых? Попыталась разобраться сразу после того, как выбралась из преисподней.

289add115598364f83ca36fe86abf9ed.jpg

 

   Прежде всего прочитала те рассказы Платонова, по которым Седельников написал либретто. Прочитала и… вздохнула с облегчением, поняв, что чтимый мною Платонов в данном клиническом случае совершенно ни при чем: либретто представляет из себя ничто иное, как склеенные между собой предложения и абзацы, которые Седельников надергал по своему усмотрению из рассказов писателя. В результате беспардонного обращения с авторским текстом либретто не только лишилось главного - платоновского духа, но и придало глубоким и трагичным размышлениям Платонова карикатурный вид. Чего стоит одна только ария бывшего красноармейца Фрола, агитирующего односельчан на строительство электростанции. Когда смотрела оперу, партию Фрола исполнял Заслуженный артист области, лауреат международных конкурсов Игорь Горностаев. Ранее я видела Горностаева в нескольких классических постановках, и каждый раз была в восторге от его пения, зато ария Фрола вогнала меня в стопор: своим необыкновенно красивым голосом артист вдруг запел о том, что его фамилия Дерьменко, потому что все его предки… жрали дерьмо!

924a60931ecba8a8aa73413ec4c1086b.jpg

 

   Но Седельников не только до неузнаваемости изуродовал Платонова в либретто - он и в музыке представил внутренний мир писателя в виде примитивной какофонии звуков. Впрочем, с самого Седельникова спрос небольшой, поскольку он умер в 2012 году. Опера «Родина электричества», написанная им в 1981-м, востребована музыкальной общественностью не была, хотя две другие его оперы («Бедные люди» по Федору Достоевскому и «Медведь» по Антону Чехову) ставились в нескольких театрах нашей страны. Кроме того, на счету у композитора сюиты «Разноцветная книга» и «Круглый год» для хора и симфонического оркестра на слова Самуила Маршака, оратория «Песнь о Соколе» и кантата для хора, фортепиано и ударных «Песня о Буревестнике» по одноименным произведениям Максима Горького, романсы и циклы романсов на стихи Александра Пушкина, Александра Блока, Владимира Маяковского, Сергея Есенина и других авторов, музыка для фильмов и спектаклей. Хотелось бы, конечно, верить в то, что всем остальным (кроме «Родины электричества») произведениям композитора, о которых лично я не имею никакого представления, музыкальной общественностью уделялось внимание не из жалости (Седельников с детства был инвалидом - потерял зрение в девять лет). Однако оперу «Родина электричества», на мой взгляд, лучше всего характеризует то, что она не смогла заинтересовать современников композитора даже из жалости.

 a01c3be2d196ae4067ffaceb65c577c2.jpg

    Что же стало причиной того, что уже было канувшая в забвение опера внезапно обрела жизнь на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета? Покопавшись в Интернете, я поняла, что совпало сразу несколько факторов. Во-первых, вдова Глеба Седельникова несколько лет назад передала «Родину электричества» главному дирижеру оперного театра Юрию Анисичкину и рассчитывала на содействие в постановке с его стороны. Во-вторых, отражаемые в опере события являются логическим продолжением революции, столетие которой мы отмечаем в 2017 году. В-третьих, действие оперы разворачивается в селе Рогачевка Воронежской губернии. В-четвертых, опера вписывается в концепцию Международного Платоновского фестиваля, который не первый год проводится на воронежской земле. В-пятых, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и его супруга Татьяна, уже пожаловавшие своему фавориту, художественному руководителю Камерного театра Михаилу Бычкову новое здание театра в центре Воронежа и должность директора Платоновского фестиваля, не так давно сделали Михаилу Владимировичу еще один богатый подарок - поменяв руководство оперного театра, открыли Бычкову доступ к его сцене.

    И хотя первая же постановка - опера Вольфганга Амодея Моцарта «Дон Жуан» - показала, что Михаила Бычкова и на пушечный выстрел нельзя подпускать к оперному искусству, фаворит четы Гордеевых, как ни в чем не бывало, приступил к постановке «Родины электричества». (В «Дон Жуане» режиссер Бычков распределил роли по внешним данным певцов, а не по возможностям их голосов; непрофессионально выстроил мизансцены, из-за чего голоса артистов то и дело терялись; ничего не сделал для того, чтобы артисты вжились в образы; ни к селу, ни к городу использовал в спектакле кинокадры, к тому же еще и бездарно снятые).

 0b772103e5c92fdd8044decd79f42129.jpg

   Но во второй своей опере Бычков не только наступил на те же грабли, что и в первой. Режиссер-постановщик использовал «Родину электричества» как площадку для того, чтобы в очередной раз плюнуть в сторону русских, сказать о том, что мы не достойны лучшей доли, чем жрать дерьмо, - ведь именно таковым он и занимается с тех самых пор, как создал в Воронеже Камерный театр и стал его художественным руководителем!

   Глеб Седельников, судя по всему, был убежденным атеистом. Но даже убежденному атеисту в голову не пришло поиздеваться над верующими, надругаться над крестным ходом православных христиан. А Бычков надругался! Да еще как! С молитвами о прекращении засухи и долгожданном дожде в его спектакле шествовали одетые в серые фуфайки безликие люди. Причем безликость была разной: у одних участников крестного хода лица полностью закрывала белая ткань, у других - одна половинка ткани была белой, а другая, отделенная вертикальной или горизонтальной линиями, - черного, малинового, оранжевого и зеленого цветов. Некоторое время мучительно думала, кого существа на сцене мне напоминают. Потом вдруг озарило: мертвяков из фильма ужасов «Обитель зла-1» американского режиссера Пола Андерсона! Вместо хоругвей мертвяки несли в руках палки, на концах украшенные разноцветными геометрическими фигурами.

 c5b448e454e08ceca191e266b8633c50.jpg

    Вскоре к рядовым мертвякам присоединился главный - пародия на священника, такая же безликая, как и все остальные мертвяки, но с топорщащейся черной бородой из какого-то блестящего искусственного материала, и в белой ризе с изображенными на ней все теми же изуродованными христианскими крестами.

    Вполне соглашусь с тем, что в преисподней Михаила Бычкова никому кроме мертвяков и не может быть места. Но представить в виде мертвяков православных христиан, до неузнаваемости изуродовать святыни - оскорбление чувств верующих, которое в соответствии с российским законодательством является уголовно наказуемым деянием. По-видимому, урок создателей «Тангейзера» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета Михаила Бычкова ни чему не научил. А, может, он просто свято верит во всемогущество своих высокопоставленных покровителей - губернатора Алексея Гордеева и его жены Татьяны?

   Ладно - сам Бычков. Но как могли ведущие артисты Воронежского государственного театра оперы и балета согласиться участвовать в бычковском шабаше: Игорь Горностаев, Роман Дюдин, Светлана Дюдина?

    Ничего не могу сказать: Светлана Дюдина здорово изобразила старуху-карлицу с непропорционально коротенькими ручками, передвигающуюся по сцене на полусогнутых ногах и издающую режущие слух птицеподобные звуки. Но старуха, напоминающая фантасмагорических существ с картин Босха и Коржева, является детищем Михаила Бычкова, но никак уж не Андрея Платонова или даже Глеба Седельникова.

 

    Больше всего я расстроилась, когда по окончании спектакля в вышедшем на поклон и снявшем маску батюшке вдруг узнала певчего одного из храмов Воронежа. Много слышала о том, что актеры в основной своей массе люди без чести, совести и достоинства, но все-таки не думала, что до такой степени...

    Недавно посмотрела в оперном великолепную «Царскую невесту» Николая Римского-Корсакова из старого репертуара театра. В антракте сидящая рядом со мной дама рассказала: как-то к ней в гости приехала приятельница из Питера, и она сводила ее на несколько классических постановок в оперный. Приятельница была в восторге, назвала наш театр Ла Скалой, а по поводу полупустых залов заметила, что воронежцы просто не ценят и не понимают, чем владеют. После чего пожаловалась на появившиеся в репертуаре питерских музыкальных театров безнравственные постановки, от которых волосы встают дыбом. И вот такого рода постановки усилиями Михаила Бычкова и с попустительства его высокопоставленных покровителей стали пробираться и на сцену нашей воронежской Ла Скалы!

   Думаю, что нам, воронежцам, нужно объединяться и встать на защиту оперного, чтобы не потерять его так же, как мы уже потеряли драмтеатр, смирившись с решением четы Гордеевых о назначении художественным руководителем театра москвича Владимира Петрова. Тем более что одна победа у воронежской общественности уже есть - освобождение от должности ректора Института искусств культуртрегера Эдуарда Боякова, который, как известно, тоже был назначенцем четы Гордеевых.

А Михаила Бычкова по итогам его многолетней деятельности на театральной ниве Воронежа предлагаю удостоить народного звания Дерьменко. Коль он так последовательно потчует презираемых им зрителей, то есть нас с вами, отменным дерьмом, то и быть ему Михаилом Дерьменко. Пожизненно.

 

Автор:  Ксения Нежданова

 

Один из отзывов:

Иванка 

   Почему все молчат ! Где руководитель департамента культуры ? Гнать ее метлой ! Камерный театр - Бычков, Зеленый театр - Бычков, Платоновфест - Бычков, Дон Жуан - Бычков, Родина электричества - Бычков. А артистам денег нет, но они держатся. Бычкову деньги есть. Гото Предистинация - огромные деньги на понты, галерея современного искусства Х.Л.А.М.- для "избранных". А выставки в Доме офицеров, организованные Бояковым - "трон" с разорванной георгиевской лентой , скульптура ангела из старых половых досок, дубовый паркет выкрашенный черной краской. Где скульптура Музы с института искусств? Доколе? Где губернатор, ФСБ, МВД, СК РФ, Дума, церковь наконец ?! Ярость благородная вскипает. Почему все молчат ? Рабы !

 

 

 
16508157 179100202577040 7617790193275860509 n
20046537_1475909152465265_4143472055399223672_n.jpg
С 22 июля по 27 августа Воронежский Государственный Цирк представляет программу «Галактика Криц»!
18766622_1422801847775996_1801143435698551013_o.jpg 
В Воронеже 26-27 июня в бизнес-отеле "Дегас" состоялась  I I Петровская научно-практическая конференция "Воронежский край в эпоху Петра I "
18951387_1332254676860155_3529665538310820856_n.jpg
_Бондарчук.jpg
1950х950 мм 3
Воронежский Общественный Комитет 100-летия Первой Мировой Войны подготовил новую фото выставку "Воздушный Флот Российской Империи в Первой Мировой Войне 1914-1918гг." Она будет работать на ул.Кирова-8   с 4 по 30 июля.
тест2
ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ФРАНЦУЗСКИХ АВТО В ВОРОНЕЖЕ http://franceauto-vrn.ru

+7 (473) 254-02-65

+7 (919) 238-66-46

0
 Индивидуальные экскурсии по историческому и современному Воронежу с опытным гидом. Посещение театров, музеев, выставочных залов. Телефон для связи: +7 920 226 76 68, приём заявок по E-mail: kulturavrn@mail.ru
LOGO
 Свободный Воронежский ИНТЕРНЕТ-КАНАЛ
logo (1)
 ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. А.КОЛЬЦОВА
               36a548e57665f885b8689d12749832af
 Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области«Воронежское государственное гастрольно-концертное объединение «Филармония»
Логотип ТОБ 1
Воронежский Государственный Театр Оперы и Балета
9773120104134304 
ВОРОНЕЖСКИЙ ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МУЗЕЙ-ДИОРАМА
Vkontakte
Открытая группа МБУК ЦВПВ "Музей-диорама" в Контакте
0
 РОССИЙСКОЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО. Официальный сайт: http://rvio.histrf.ru 
f7eae64b-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db f7eae64d-f3ad-11e2-b1e6-e0cb4ef8d8db
 Официальный сайт "Литературной Газеты". Читать все выпуски. 
image001
Официальный сайт НОВОВОРОНЕЖСКОЙ АЭС
MIHAILOVSKI KORPUS
Казённое общеобразовательное учреждение школа-интернат Воронежской области "Великого Князя Михаила Павловича кадетский корпус"
00
В Вороеже начал работу "Воронежский Общественный Комитет 100 - летия Первой Мировой войны". Е-mail: 100Letpmv@mail.ru
logo3
Вся правда о современной ОДЕССЕ
468x60
Обобщенный банк данных содержит информацию о защитниках
Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой
Отечественной войны и послевоенный период.
33664 
Сайт "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ" 
IMG 1112
Изготовление куполов в Воронеже и Воронежской области
top_img_1top_img_2
Официальный сайт Воронежской и Борисоглебской Епархии
kramskogo
Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского
ESENIN
Народный музей Сергея Есенина приглашает. г.Воронеж, ул.К.Маркса-112. Экскурсии по т. 8(473) 235-59-36
                     000
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-34443 от 26 ноября 2008 года. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере СМИ и массовых коммуникаций. 12